Ю.Лучин (yuriy_luchin) wrote,
Ю.Лучин
yuriy_luchin

Category:

Забайкалье 2013. Путь к чистому Байкалу. Дневник похода. Часть 1.


Что, в поход?
Привет, грабли! Это снова я!


Предисловие:
          Вообще-то я, в 2013 году в поход идти не собирался, тем более в горный. Мне как-никак 62 года, жизнь моя на работе сидячая, а дома лежачая. Самое сложное физическое упражнение, которое я делаю, это переворот с боку на бок на диване. Но поскольку в поход все-таки тянет, мне как-то по душе был водный маршрут - сплав по реке Агидель (Белая) в Башкирии. Но получилось так, что у наших женщин совпали желания - побывать на Байкале! А уж если, что женщины удумают - отговаривать бесполезно. Вася, наш друг, тоже высказался за Байкал. Я сначала сохранял нейтралитет. Но потом решил, как говорится, одним глазком посмотреть в интернете, какие есть интересные и несложные маршруты у Байкала. С этого все и началось, пока я смотрел сначала одним глазком, потом двумя, число желающих поехать на Байкал увеличилось до 7-ти человек. Отступать некуда!

          Но вскоре выяснилось, что интересы в нашей группе, мягко сказать, не совпадают. Одна часть группы, которая ехала на Байкал впервые, имела желание максимально насладиться Байкалом, её устраивал несложный маршрут вдоль берега, а другую часть группы со страшной силой тянуло в горы. Дошло до того, что появилась идея ехать вместе, а идти разными маршрутами...
          Но здравый смысл взял верх и мы сумели найти компромисс. Для этого договорились разделить поход на две примерно одинаковые части (по времени и протяженности) горную и побережную. Первая часть группы, согласилась на несложный горный поход, а вторая часть, согласилась идти вдоль побережья Байкала при условии, что им будет предоставлена компенсация в виде радиальных выходов в горной части маршрута.
          Теперь осталось только найти такой маршрут. Как и следовало ожидать, эту работу взвалили на меня. Пришлось попотеть сидя за компьютером..., но в результате маршрут был найден и одобрен всеми участниками. Вот он:


Чтобы более детально посмотреть карту: ЖМИ СЮДА
Нужно еще крупнее, не вопрос: Пожалуйста


          Горная часть маршрута: "Тропа к чистому Байкалу", проходящая по территории Забайкальского национального парка, протяженностью 51 км. с учетом среднегорного коэффициента 1,1, средней категории сложности. Начало маршрута: - 314-й километр трассы Р-438 км Улан - Удэ-Баргузин. Конец тропы - бухта Крохалинная, Чивыркуйский залив.
Характеристика тропы: подъем на 1100 метров на плато Баргузинского хребта и спуск по реке Большой Чивыркуй, в дальнейшем непродолжительные спуски и подъемы крутизной до 30%, заросли кедрового стланика, курумники, сыпучие склоны. Тропа четырежды пересекает крупные реки и ручьи: дважды переправа через реку Большой Чивыркуй по навесному мосту, переправа через ручей Дубари по деревянному переходу, переправа через реку Маркушкина по поваленным деревьям. Тропа расчищена и полностью промаркирована. На тропе оборудованы 8 стоянок, с установленными таганами, столами и местами для палаток.
          Маршрут по побережью Байкала: проходит так же по территории Забайкальского национального парка. Начало тропы: бухта Змеиная. Конец маршрута: пос. Усть-Баргузин. Протяженность маршрута около 60 км., из них 47 км по побережью Чивыркуйского и Баргузинского заливов.
Характеристика маршрута: термальные источники в бухте Змеиной, пешая тропа от бухты Змеиной до кордона Монахово, средней категории сложности с непродолжительными подъемами и спусками, автомобильные грунтовые дороги по перешейку от кордона Монахово до Усть-Баргузина. На всем протяжении маршрута оборудовано множество туристских стоянок с установленными таганами, столами и местами для палаток. Препятствий на маршруте нет, если не считать препятствием поиски катера, чтобы переправиться через Чивыркуйский залив.
Сроки похода: c 1 августа по 1 сентября 2013 года, тоже всех устроили.
Нитка маршрута: Брянск - Москва - Иркутск - н.п.Усть-Баргузин - н.п.Баргузин - река Гремячая - Баргузинский хребет - ручей Хожалый - река Б.Чивыркуй - Байкал, Чивыркуйский залив - бухта Змеиная - Курбулик - Монахово - Глинка - п-остров Святой Нос - р.Макарова - Баргузинский залив - н.п.Усть-Баргузин - Улан-Удэ - Москва - Брянск.
          Вопросы приобретения билетов и организации ночевок на заброске тоже пришлось взять на себя.
          Предварительно, за 45 дней, для 7-ми человек были куплены билеты на поезд Брянск - Москва (672 руб), Москва-Иркутск (6325 руб), на теплоход Иркутск-Усть-Баргузин (4600 руб), поезд Улан-Удэ -Москва (6613 руб), а также заказана однокомнатная квартира в Иркутске.
          Все бы хорошо, но в последний момент два участника, по определенным причинам, не смогли поехать. Они сдали билеты, и мы поехали впятером, а именно: Вася, Игорь, Галка, Лариса и я. Средний возраст участников похода 60 лет.
          И последнее, разница во времени между Москвой и Иркутском, а также Улан-Удэ + 5 часов. В дневнике, в основном, приводится время местное. Показания по Московскому времени снабжены пометной (мск).

Ну а теперь, собственно, дневник похода:

1 августа 2013 года. Четверг. Первый день похода.
Брянск -Москва. День отъезда. Утром стал сваливать все вещи по списку в кучу. К 11 часам (мск) куча расти перестала, т.к. пункты в списке закончились. Начал укладываться. Когда все было уже готово, пришлось еще раз переложить рюкзак, т.к. оказалось, что целесообразнее палатку засунуть вовнутрь.
К 12 часам (мск) сходил в магазин купил недостающие продукты: банку топленого масла и картофельное пюре. К 15-ти часам наконец рюкзак уложен. Напольные весы показали вес 34 кг.

Из дома вышел в 20:30. Долго ждал (минут 30) маршрутку № 29, которая идет на вокзал, но так и не дождался. Поехал на троллейбусе № 6. Троллейбус на ж.д. вокзал не заходит, пришлось пешком, с рюкзаком за плечами (в качестве разминки), топать метров 400 от остановки "По требованию".
В 21:30 (мск) я уже на вокзале, пока из наших никого нет, я первый. Жду всех у главного входа. Отправление нашего поезда в 23:38 (мск). Поезд № 042 Киев-Чернигов-Москва, вагон 4. Второй приехала Лариса, потом Галка с командой провожающих. Вася с Игорем уже на платформе, мы тоже выдвигаемся к поезду. Стоянка поезда 15 минут, таможенный контроль (поезд из Украины) пассажиры прошли в Суземке, поэтому в Брянске стоянка непродолжительная.
В вагоне почти сразу легли спать, но заснуть долго не мог. Немного ноет спина, т.к. одевать и тащить рюкзак, с непривычки, было весьма тяжеловато.


2 августа 2013 года. Пятница. Второй день похода.
Москва. На Киевский вокзал прибыли в 5:30 утра (мск). До метро пешком. Силы свежие и вес рюкзака уже не так чувствуется. Метро открыто, единый талон стоит 30 руб. Переезжаем на Ярославский вокзал и располагаемся в зале ожидания на 2-ом этаже. До отправления нашего поезда Москва-Чита № 70 более 5 часов..

В 8:30 Галка, Лариса и я отправляемся покупать продукты в дорогу. Торговый центр "Московский" через дорогу. Потратили внушительную сумму 1450 руб. на двоих и еще сколько-то Галка. После того как мы возвратились на вокзал, в магазин пошли Вася и Игорем. На вокзале мы находились, до той поры пока не объявили посадку на поезд. Наш багаж увеличился на известное число пакетов и пакетиков.
Отправление поезда 13:05 (мск). Места у нас в плацкартном вагоне все в одном купе, только Игорь за стенкой в смежном купе. Маршрут следования - через Ярославль, т.е. 600 км севернее Москвы, а потом уже после Данилова (19:50 мск) поезд повернул на восток к Кирову.
Как только поезд тронулся, "накрыли поляну" и пообедали. Поезд скорый, продолжительных остановок мало. Если стоянка 5 и меньше минут пассажиров на перрон не выпускают. После Галича легли спать...




3 августа 2013 года. Суббота. Третий день похода.
В поезде. Галка с Васей встают рано. В 5:45 (мск) они уже успели погулять по перрону в Кирове. Игорь, Лариса и я в это время спали без как говорится без задних ног... Проснулся я в районе Глазова, это где-то 8:40 (мск), Лариса еще позднее. Позавтракал чай, булка, масло, сыр. Днем длительных остановок совсем мало, можно пересчитать по пальцам одной руки Балезино, Пермь II, Екатеринбург и все.

В Балезино как всегда бойкая торговля на перроне. Сувениры, разная снедь.
Станция Пермь II совсем не понравилась облупленная плитка в подземном переходе, истертый деревянный настил и деревянные ступени на надземном переходе через пути и в тоннеле, перрон с ямами вместо асфальта...
На Урале много рек, мы ехали по берегу реки Сылва и видели водников сплавляющихся по ней, пересекли реку Чусовую, по которой сами сплавлялись два года назад. На станции Екатеринбург, тоже новости для нас: сменили вывеску. В 2011 году ж.д.станция называлась Свердловск, а теперь Екатеринбург. Еще добавили чугунный указатель в виде арки Европа-Азия. После прогулки по перрону Екатеринбурга легли спать. В вагоне душно. Все окна закрыты, т.к. несколько раз в день включается кондиционер. Ночью кондиционер не работает, спать на верхней полке жарко...




4 августа 2013 года. Воскресенье. Четвертый день похода. День железнодорожника.
В поезде. Ночью у нас случилось ЧП. Галка одна гуляла ночью в 3:30 на станции в Тюмени и чуть не отстала от поезда. Когда пришла к вагону двери были уже закрыты. Пришлось стучаться... Мы в это время все спали.

За окном весь день наблюдали Западно-сибирская равнину. В Омске стоянка 37 минут, Галка с Васей сбегали в город в магазин купили пива, водки и мороженного. Этим и отметили день железнодорожника. В Омске на вокзале в этот день звучала песня про железные дороги. В Барабинске купили жареной рыбы и пирожки с капустой (в Барабинске всегда много рыбы, жареной, вяленой и копченой). Одна жарена рыбка стоит 50 рублей. На перроне все дорого, бутылка минеральной воды 1,5 литра стоит 100 руб. Лапша Доширак (90 гр) стоит 50 руб.
День закончился в Новосибирске, к городу подъезжали уже в полной темноте. Только огоньки на реке Обь и по ее берегам. На перроне познакомились и Ирой и ее мужем (туристы-походники из Перьми) разговаривали про Камчатку, где они не раз бывали.
После Новосибирска легли спать. Вася какой-то грустный и не разговаривает, в чем причина мы не знаем.




5 августа 2013 года. Понедельник. Пятый день похода.
В поезде. За весь день ничего интересного. Утром позвонил в Иркутск. Еще в Брянске за неделю до выезда, я посредством телефонных переговоров договорился на счет квартиры, в смысле снять в Иркутске однокомнатную квартиру на сутки и теперь нужно было напомнить хозяину, что мы завтра приедем.

За весь день всего две станции, где можно было погулять Красноярск (стоянка 33 минуты) и Иланская (стоянка 22 минуты) на остальных станциях стоянки от 1 до 5 минут. После остановки в Красноярске, пересекли Енисей. За два года, (что я здесь не был) строительство нового моста стало заметнее. Появилось несколько опор на правом берегу, а на левом берегу на подходах уже уложены пролетные строения.
Постепенно привыкаем к местному времени, в Иркутске + 5 часов к Москве.
Днем мы решаем судоку, Галка специализируется на сканвордах. Вечером красный диск солнца опустился в туман. Ночью в вагоне первый раз было прохладно.




6 августа 2013 года. Вторник. Шестой день похода.
Иркутск.Утро было туманное. В Иркутск прибыли по расписанию - минута в минуту 9:38 по местному времени. На вокзале нас встретили родственники Игоря. Они отвезли наши рюкзаки и на машине к дому по ул. Ржанова, где мы должны были снять квартиру. Мы налегке, без вещей добрались до нужного места на трамвае № 1, а потом на маршрутке № 72.

После того как вещи были выгружены Игорь уехал с родственниками, а мы остались ждать хозяина квартиры. Ждать пришлось минут тридцать. Заселяемся. Квартира на седьмом этаже. В зале из мебели диван и телевизор. Совмещенный санузел. Горячей воды нет, как объяснил хозяин, во всем Октябрьском районе города горячая вода отключена на плановые профилактические работы. Не повезло. Почему в квартире, при отсутствии газа в доме, нет электроплиты, а также холодильника, мы не спрашивали, а хозяин видимо из скромности промолчал. Расплатившись за квартиру авансом 1500 руб. за сутки, мы отправляемся гулять по Иркутску.
На троллейбусе № 3 и доехали до ул. Ленина, как раз до того места, где стоит памятник зверюге Иркутской (символ города). Прошли пешком до набережной Ангары, попутно фотографируя все примечательные места. Немного задержались в сквере им.Кирова у фонтана. Погуляли по набережной. Обратно пошли по противоположной стороне ул. Ленина. Зашли в магазин сувениры. Пообедали пельменями в одном из кафе.
Подивились на Иркутский мини Биг-Бен в скверике на ул. Марата. Прошлись по К.Маркса и ул. Дзержинского. В Иркутске я уже второй раз и этот город очень мне нравится, красивый уютный город.
После прогулки мы на троллейбусе поехали ближе к дому, в микрорайон Солнечный. Вышли на проспекте им.Жукова на первой остановке и пошли через жилой микрорайон к причалу.
Мы хотели узнать где находится причал Восточно-Сибирского речного пароходства Ракета, откуда завтра утром отходит судно Баргузин, на котором мы завтра поплывем до Усть-Баргузина.
Причал мы нашли без труда и убедились, что от нашего дома, где мы снимаем квартиру, идти до него всего пятнадцать минут. По дороге зашли в продовольственный магазин и купили для похода недостающие продукты (манку, сухое молоко, геркулес, растительное масло и т.д). При этом забыли купить муки и в последствии пришлось рыбу жарить обваляв ее в манке. Кроме того купили продуктов на ужин.
Поужинали на квартире, приготовив вермишель с сосисками на туристическом газовом баллоне, и легли спать. Женщины на диване, мы с Васей на полу. Будильник завел на 6:30 утра по местному времени.



7 августа 2013 года. Среда. Седьмой день похода.
Иркутск- Усть-Баргузин.Утром встали в 6:30. Собираем рюкзаки, завтракаем. Выходить нам нужно в 8:00, т.к. судно отчаливает в 9:15. Звоню хозяину квартиры, нужно отдать ключ - телефон отключен. Пытаемся еще минут десять набрать его, телефон по-прежнему не доступен.
Выходим, я закрываю квартиру и оставляю ключ в почтовом ящике. Потом послал хозяину соответствующую SMS-ку.
До причала 15 минут хода, Игорь уже там, ждет нас.
Погода пасмурная, с Ангары прохладный ветер, мы утепляемся, но продолжаем ждать посадки на воздухе. По радио объявление: багаж свыше 20 кг, нужно оплачивать отдельно. Подходим к кассе, павильона "Ракета". Галка за два лишних кг до Усть-Баргузина (400 км пути) заплатила 46 рублей, я за 5 лишних кг - 115 рублей. Получается около 0,058 руб. за один лишний кг на километр пути. Вроде и не много, но все равно неприятно, т.к. на сайте пароходства об ни слова сказано не было. Справедливости ради нужно сказать, что при оплате поверили нам на слово, вес багажа никто не проверял и квитанции об оплате излишнего веса при посадке тоже никто не спрашивал. Можно было и не платить. Местные про это знают и не ведутся, а приезжие туристы платят и молчат. До последнего момента сохранялась интрига, куда причалит судно, ведь все ближайшие причалы заняты...
</big> Вопрос решился достаточно легко, судно Баргузин -2 подошло прямо к песчаному берегу между причалами и с носа на берег был опущен трап.

Из википедии: «Баргузи́н» (проект 19591) — тип скеговых речных судов на воздушной подушке. Спроектирован в КБ Вымпел (Нижний Новгород). Назван по имени одного из четырех байкальских ветров (Сарма, Горняк, Култук, Баргузин), взявшего, в свою очередь, название от одной из рек, впадающих в озеро. Баргузин дует, соответственно, со стороны реки Баргузин, по направлению юго-восток — северо-запад.
В 1989-1991 годах на Сосновском судостроительном заводе (г. Сосновка, Кировская область) было построено три судна серии, получившие наименования Баргузин-1 и Баргузин-2 Баргузин-3. Баргузин-1 и Баргузин-2 доставлены на озеро Байкал, где используются для пассажирских перевозок. Баргузин-3 был продан за рубеж и сейчас находится в Панаме под именем LAS 7 PERLAS; потерпел кораблекрушение и более не используется.

Места для багажа на судне не много и поэтому при посадке, тех кто плывет дальше всех пропускают на борт первыми , т.к. их багаж впоследствии заваливают сумками и рюкзаками другие пассажиры, которые садятся позже их, но выходят раньше.

Еще следует сказать, что на судне Баргузин 2 у первого места в первом ряду нет окна (глухая стена), т.е. расположение сидений не соответствует схеме судна, которая находится на сайте пароходства.
Судно имеет две прогулочных площадки на носу и корме судна. Но на носовой площадке стоять при движении судна практически невозможно из-за сильного ветра и брызг. По этим же причинам передняя дверь постоянно находится в закрытом состоянии. На судне есть буфет. Две горячие сосиски с кетчупом и кусочком хлеба стоят 70 руб., пачка чипсов 30 руб., бутылка пива 0,5 л - 70 руб., чай, кофе, пирожки. К услугам нуждающихся, имеются два гальюна. Ну, в общем жить можно.
В 9:20 судно отошло от берега. Вместимость судна 120 человек, места почти все заняты. Скорость судна около 40 км/час.
Утром погода пасмурная, берега Ангары просматриваются через туман, но мы все равно активно фотографируем. Около 11-ти часов прошли без остановки Листвянку (по левому борту) и порт Байкал (по правому борту) и вышли в открытое озеро или море. Байкал встретил нас полным штилем. Ветер умеренный, выглядывает солнце. Температура воздуха около 25 градусов. Первая остановка по расписанию в 12:50 на юго-западном побережье у базы отдыха "Байкальские Дюны", через 10 минут в соседней бухте Песчаная. Это прекрасные места.
Из интернета: Бухта Песчаная - одно из самых красивых и известных мест Байкала. Окруженная таежными склонами Приморского хребта, бухта Песчаная выделяется своей неповторимой живописностью среди всех красот Байкала. Чистый песчаный пляж, имеющий форму полукруга (длиной более 700 м, шириной от 15 до 20 м) обрамляют пирамидальные скалы – Большая Колокольня (высота 80 м над уровнем озера) и Малая Колокольня (60 м). Обрываясь крутыми стенами в глубины озера, они закрывают бухту от ветров. Это создает свой микроклимат в бухте Песчаная, которая считается самым теплым и солнечным местом на побережье Байкала.

Почти все пассажиры сошли здесь, на судне осталось всего тринадцать человек, не считая нас и экипаж. Может быть из-за того что уменьшился вес судна, появилась тряска на ходу. Я попробовал сделать несколько заметок в дневнике, но у меня ничего не получилось , писать не возможно, но зато на судне стало значительно свободнее...
Предусмотренной расписанием остановки в порту Загли на острове Ольхон не было, видимо по причине отсутствия желающих сойти или сеть на судно. Баргузин прошел проливом Ольхонские ворота и далее его курс шел по Малому Морю, вдоль западного побережья острова Ольхон.
Я с интересом рассматривал берега с трудом узнавая места, где мы были в 2011 году. С воды все видится совсем не так как с берега. Но отдельные характерные места узнавались легко, это полуостров Кобылья голова, мыс Шибетский, берег залива Тодакский (место нашей ночевки на берегу у самой воды).
В Хужире (это поселок является административным центром Ольхонского района Иркутской области) Баргузин причалил к берегу (17:24) прямо на пляже в пятидесяти метрах от известной скалы Шаманки (мыс Бурхан). Интересно было посмотреть на скалу вблизи со стороны моря. Погода окончательно наладилась, на небе ни облачка. На пляже много загорающих, но купающихся почти нет, видимо уже поздновато, да и холодная вода не позволяет расслабляться. В Хужире сошло на берег еще четверо пассажиров, но несколько поднялись на борт.
Судно почти сразу отчаливает. Наш путь опять продолжается по Малому Морю вдоль западного побережья острова, огибая его у мыса Хобой и далее напрямую через Байкал на его противоположный восточный берег к Баргузинскому заливу. К этому времени в буфете испекли вкусные пирожки с капустой и мы не могли удержаться, чтобы не попробовать их.
Судно пересекло Баргузинский залив, приблизилось к берегу, километра на полтора поднялось по реке Баргузин и стало под углом к причалу пос. Усть-Баргузин.
Мы прощаемся с экипажем и выходим на берег. Ну здравствуй Усть-Баргузин, долго мы до тебя добирались.... долгих 6 дней... Рядом с причалом открытый склад угля, какие-то сараи. Но разглядывать время нет, уже 20:30 начинает темнеть.Поэтому мы не задерживаясь отправляемся к берегу Байкала, чтобы найти место для ночевки.
В районе причала берег низкий, болотистый, залит водой пройти не возможно. Поэтому направляемся по ул. Набережной в сторону леса. У крайнего дома мы разговорились с местным жителем, который попытался нам помочь завтра уехать в Баргузин. Но по времени было уже слишком поздно, все места в микроавтобусах на завтра уже заняты. Мы продолжаем идти в сторону леса мимо кладбища и мимо каких-то заброшенных строений. До Байкала мы не дошли, остановились на ночевку в лесу, недалеко от дороги на высоком берегу заболоченной поймы. Из болота воду брать не рискнули Вася с Игорем налегке сходили к Байкалу, до которого мы не дошли метров пятьсот.
Поставили палатки, ужин пришлось готовить уже в темноте. Тут мы узнали, что у Галки и у меня фонарях "сели" батарейки. На приготовление ужина это особо не повлияло, суп из концентратов и кисель удались на славу. Комаров мало, но как говорится, есть. Вечером тепло, я улегся поверх спальника. Но к утру укрывшись спальником ощущал прохладу.




Читать продолжение, 2-ую часть дневника
Перейти к 3-ей части дневника
Перейти к 4-ой части дневника
Перейти к 5-ой части дневника
Tags: Забайкалье 2013
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments