Ю.Лучин (yuriy_luchin) wrote,
Ю.Лучин
yuriy_luchin

Categories:

Средняя Азия 2012. Дневник путешествия. Часть 1. Все только начинается.


Известно, что хорошо там, где нас нет!
Не верите?! Тогда мы едем к вам!



Несколько пояснений общего характера:
1. Нитка маршрута:
Брянск - Москва - Бишкек* - Балыкчи - Чолпон-Ата - Бостери - Каракол - Южное побережье Иссык-куля - озеро Туз-Кель - Балыкчи - Бишкек - Джелал-Абад - Ош - Ташкент - Бухара - Навои - Самарканд - Ташкент - Газалкент - Бельдерсай - Чарвакское водохранилище - Ташкент* - Москва -Брянск.
2. Время с 19 августа по 16 сентября, 29 календарных дней.
3. Пройдено 4 пограничных перехода.
4. Протяженность нашего маршрута между Бишкеком* и Ташкентом* (см. нитку маршрута) - 3080 км.
5. Количество участников 2 человека (В.Панин и Ю.Лучин)
6. Разница во времени относительно Москвы в Киргизии + 2 часа, в Узбекистане + 1 час. Время в дневнике указывается московское (мск), рядом в скобках местное.
7. Левый и правый берег реки определяются традиционно, стоя лицом по течению.

Предисловие:
Идея путешествия по Средней Азии витала в наших умах уже несколько лет, но по разным причинам руки как-то не доходили, то одно, то второе... Но идея жила, поскольку нас объединило общее стремление побывать в этих местах. Панин когда-то почти 25 лет жил, учился и работал в Ташкенте, много раз отдыхал на Иссык-Куле.
Его желание встретить старых друзей, пройти по знакомым местам, окунуться в воспоминания молодости, конечно же понятно и особых комментариев не требует. А что касается меня, я люблю походную жизнь, меня всегда тянет посмотреть новые экзотические места, приобщиться к древнейшим памятникам истории человечества. И кроме того, нам обоим было интересно познакомиться с бытом и укладом сегодняшней Средней Азии.
Не знаю как Панин, а я в одиночку никогда бы не поехал, а вдвоем можно и горы свернуть.... Упустить такую возможность я просто не мог.
В конце 2011 года (после очередной серии взаимных подколок типа - Ну ты как, в этом году... едешь?) я приступил к поиску необходимой информации в интернете, а Панин взялся за составление маршрута. Идея мало-помалу начала обретать реальные формы.
А когда мы, в январе 2012 года оформили загранпаспорта, в начале июня (за четыре месяца) купили обратные билеты на самолет из Ташкента в Москву на 16 сентября и в начале июля приобрели билеты на поезд Москва - Бишкек, наш план начал реально осуществляться.


Средняя Азия 2012. Нитка пройденного маршрута.



19 августа 2012 года. Воскресенье. Первый день похода.


Брянск -Москва, поезд Москва - Бишкек.Уезжаем в Москву на поезде Одесса-Москва № 34 в 15:07. Поэтому с утра время достаточно на все дела, а именно: помыться, побриться, собрать рюкзак, купить в дорогу продуктов, убрать за собой разбросанные вещи после сборов. Я лично не против хаоса, если он хорошо организован, но оставлять хаос без присмотра на месяц - это, согласитесь, неправильно...

В 14:00 выхожу с рюкзаком, есть договоренность по машине (за мной должны заехать). В 14:20 мы уже на железнодорожном вокзале Брянск-I. Традиционное фото перед походом и в поезд. У нас первый вагон и он же последний в составе (нумерация с хвоста поезда), места 21,23.
Ехать около шести часов. Перед прибытием в Москву, в поезде легкий ужин. В Москве мы уже в 21:17 на Киевском вокзале. Около часа времени занимает у нас переезд на метро к Казанскому вокзалу. Ожидание недолгое, т.к. наш поезда Москва-Бишкек (российского формирования, для тех кто не знает, это важно!) № 028 отправляется в 23:10.
Занимаем места в вагоне, устраиваемся с удобством (наши места 5 и 7 на нижних полках) и поехали. Наш моральный дух высок - путешествие начинается.
Перед сном последние прости-прощай с помощью мобильного интернета и небольшой перекус для поддержания физических сил на должном уровне... Ну вот, поели, теперь можно и поспать!..


20 августа 2012 года. Понедельник. Второй день похода.

Поезд Москва - Бишкек.Утро! Настроение приподнятое. Ну вот, поспали, теперь можно и поесть!..
В одиночку допил вчерашнее пиво. Не помогло..., умылся и позавтракал (сладкий чай и бутерброд с сыром). Сижу просматриваю документацию по походу. В 8:40 станция Рузаевка Мордовия. Здание железнодорожного вокзала ярко красное, все в лесах - ремонт.

Проснулся и потянулся к еде Панин, я за компанию с ним съел вареное яйцо. Не пропадать же добру. Погода солнечная. За окном Южный Урал. Горы не высокие, скорее гряда холмов поросших лесом. Проезжаем Сызрань, после которой некоторое время поезд идет по правому берегу Волги. Дальше, уже на левом берегу Волги в 16:15 мск город Самара. Стоянка около часа. Гуляем по перрону, пополняем запас продуктов: покупаю пиво "САМАРА" 1,5 литра за 150 рублей. Конечно продавать пиво по такой цене легче, чем например, шубу в трусы заправлять..., но нужно же хоть немного совести иметь! Еще беру конфеты чернослив в шоколаде 350 грамм за 100 руб. плюс маленькую "Аленку" на сдачу. Что-то сладенького захотелось.
Днем проводник в вагоне собрала паспорта, чтобы составить реестр лиц, которые будут пересекать границу. Вечером всем паспорта вернули.
Далее началась чехарда с местными часовыми поясами. Вот например наш поезд отправился со станции Жулдуз в 8:10 по местному времени и прибыл на следующую станцию Жайсан (опять же по местному времени) в 7:41 и при этом фактически находился в пути 31 минуту. Крыша едет...
Только потом уже, после похода, дома с помощью интернета удалось выяснить, что на участке от ст.Бузулук до ст. Жулдуз (граница Россия - Казахстан) + 2 часа к МСК, далее от границы (ст.Жайсан) до ст.Шалкар (Казахстан) + 1 час к МСК, потом начиная со ст. Саксаульская и дальше (Казахстан) опять + 2 часа к МСК и крыша стала на место...
Вечером перед сном проводница снова собрала и унесла паспорта. Хобби у нее наверное такое.... Стремно, конечно, в начале путешествия остаться без паспорта, но мы отдали, в надежде на лучшее, все-таки поездная бригада российская....



21 августа 2012 года. Вторник. Третий день похода.

Поезд Москва - Бишкек.Проводница разбудила всех рано и попросила оставаться на своих местах, т.е. терпеть до последнего. Российско-Казахстанская граница, точнее Российская сторона границы, станция Илецк-1. Время 3:00 мск (5:00). Сначала по вагону прошел пограничник заглядывая под лавки. Что он там надеялся найти, не знаю. Пришлось поднимать сиденье и показывать багаж. Нужно сказать, что наши рюкзаки подозрений не вызвали, как собственно и вещи других пассажиров. Через некоторое время паспортный контроль. По вагону движется офицер, в руках у него стопка паспортов, разложенных по шесть штук (по числу мест "в купе" плацкартного вагона). В каждом купе офицер открывает паспорта и зачитывает имя и отчество. Фамилия не называется, наверное чтобы не перековеркать.
Вызываемый пассажир встает, офицер сличает фотографию с оригиналом, подсвечивая в лицо фонариком (в вагоне плохое освещение), ставит штамп (в загранпаспорт) и возвращает паспорт владельцу. Вроде бы все быстро, но поезд стоит на станции 2 часа.
В штампе читаю - Россия, погранпункт Илецк-1 и дата пересечения границы 21.08.2012. Получается вроде бы Россия только что потеряла двоих своих сыновей, а мы ведь еще даже не вторглись на территорию суверенного Казахстана.
До пограничного пункта Казахстанской стороны границы ст. Жайсан едем 1 час 40 минут. Поезд останавливается в 6:41 мск (7:41) и мы долго ждем. Наконец паспортный контроль. По вагону идет офицер пограничник в сопровождении проводника нашего вагона. Берет паспорта, спрашивает куда едете, сравнивает фотографию с оригиналом, после чего наши загранпаспорта, вместе с другими паспортами, перекочевывают в руки проводника. Никаких миграционных карточек, ни тем более таможенных деклараций, заполнять не пришлось. Проверок багажа тоже не было. Обратно паспорта пассажирам раздали когда поезд уже тронулся. В паспорте появился новый штамп, а в нем: Казахстан, Жайсан, 21.08.2012. На станции Жайсан поезд простоял полтора часа.

Едем. За окном Казахстанская степь. Большой город Актобе (бывший Актюбинск). Сфотографировал здание вокзала.
В вагоне проблемы с электричеством, горячей воды в титане нет, поэтому на завтрак пиво, яйца, хлеб, сыр, помидор.
Погода пасмурная, не жарко. В нашем купе открыто окно. В 12:05 мск ст.Кандыагаж - наш поезд отстает от графика на 30 минут. Моросит дождик. Проехали станцию Жем, стоянка 15 минут. Но на станции никого не выпустили, т.к. стоянки сокращены из-за опоздания.
В 16:05 "попёрла" экзотика в виде бактрианов - двугорбых верблюдов, которые паслись, поедая высохшую траву.
Станция Шалкар. Стоянка 20 минут. Выхожу первый раз на землю Казахстана. Дождя нет, сильный ветер с песком. Станция маленькая, но торговля бойкая. Цены весьма доступные: бутылка пива просят 50 руб, отдают за 40. Караси жаренные горячие, большой 20 руб шт, маленький (в ладонь) - 10 руб. Взял 4 штуки по 20 руб и пива. Отдал последние российские металлические монеты.
Дальше экзотики больше, верблюды, ишаки. После Шалкара началась полупустыня. Полупустыня это местность между пустыней и степью. Сильный ветер поднимает песок, в небе мгла. Вдоль всего ж.д.пути заграждения из деревянных или ж.б. щитов и маленькие из тросника. Вся растительность в степи выжжена солнцем. Но в этом есть и плюсы, косить не надо, скотина ходит и ест сено на корню. Тут и там белеют соляные блюдца.
Титан в вагоне сломался окончательно. Горячей воды нет, в соседний вагон идти лень. На ужин развожу картофельное пюре холодной минералкой и поедаю запивая водкой. Благо, что жара. День пропал не зря...
Спать ложимся относительно рано.




22 августа 2012 года. Среда. Четвертый день похода.

Поезд Москва - Бишкек.Проснулся в 6:00 мск (8:00) на станции Чиили. Солнце, жара. На завтрак чай, яйцо, бутерброд с сыром. После завтрака побрился, т.к. вечером опять фейсконтроль на границе..

На станции Туркестан Панин взял пару холодного пива. Выпили на ура с соленой рыбкой (заначка из Брянска). Очень жарко. Весь день солнце. Из открытого окна пышет жаром, как из печки. За окном выжженая степь Делать нечего пьем теплое пиво, обливаемся водой в туалете... Судоку не решается..., наверное от отупения и жары
Ближе к вечеру на горизонте появились очертания гор. Пейзаж оживился, появилась зелень в виде деревьев и кустов. В вагоне постоянно что-то продают, украшения, платки и т.д. Но менял нет. За все время, только после Тараза (ст. Жамбыл) появился один меняла и мы взяли немного Киргизских сом.
Казахско-Киргизская граница.
Казахская сторона - ст.Мерке. По вагону прошел офицер и собрал у всех паспорта, внимательно проверяя сходство. Через некоторое время, пограничники, проходя по вагону выборочно поинтересовались вещами, в основном задавая один и тот же вопрос: -Чей багаж и что везете?
Паспорта раздавала проводница с помощью самих пассажиров. В наших паспортах появился еще один штамп о том, что мы покинули территорию Казахстана.
Через 40 минут Киргизская сторона границы. Станция Каинды. Время 22:20 мск (00:20). Паспортный контроль. Молоденький пограничник просил предъявить паспорт, быстро проверял его и возвращал обратно. Никаких штампов или отметок.
На наш вопрос нужно ли заполнять таможенную декларацию, спросил, а что везете? Отвечаем, что личные вещи. Ответ - нет не надо. Я попросил поставить в наши заграничные паспорта штамп с датой въезда, чтобы избежать ненужных вопросов при выезде из страны. Пограничник несколько удивился, но попросил меня пройти с ним. Каждый человек может быть и прав по-своему, а по-моему - нет. Поэтому, после завершения проверки, мы вышли из вагона на перрон, подошли к группе пограничников, среди которых находилась женщина офицер со штампом в руках. Меня представили как желающего получить в паспорт штамп. Последовало несколько вопросов, откуда мы, куда и зачем едем. После этого женщина с нашими паспортами, и я следом, отправились к зданию вокзала. Женщина разыскала своего начальника и попросила разрешения поставить в наши паспорта штамп. Начальник молча кивнул головой и штампы незамедлительно были поставлены.
Вообще-то на территорию Киргизии можно въезжать по обычному Российскому паспорту, без каких-либо отметок. Но пребывание на территории для граждан России без регистрации допускается не более 90 дней и в этом случае нужно постоянно при себе иметь железнодорожный билет, подтверждающий дату въезда. Наш же маршрут предусматривал посещение сопредельного Узбекистана, а на территорию этой страны гражданам России можно въехать только по заграничному паспорту и поэтому соблюдение всех необходимых формальностей для нас было более чем желательно.
Поезд еще долго стоял на станции и мы от безделья решили доесть все оставшиеся продукты (колбасу, сыр, яйца и 3 банки пива по 0,5 л), чтобы не тащить на себе лишний вес, так как всем известно, что лишний вес лучше тащить в себе! Потом собираем и упаковываем вещи ожидая прибытия в Бишкек.



23 августа 2012 года. Четверг. Пятый день похода.

Бишкек - Балыкчы. Спать уже не ложились до самого Бишкека. На станцию Бишкек-II поезд прибыл по расписанию в 1:30 мск (2:30). Выгружаемся. На улице по южному тепло. На перроне перед зданием вокзала изваяние большого орла или беркута на горной вершине. Смотрится превосходно. В здании вокзала несмотря на поздний час работает обменный пункт. Курс обмена гораздо более выгодный, чем в поезде. Но ведь наше душевное равновесие тоже чего-то стоит, поэтому мы не расстроились.
Кстати минут через пятнадцать после прибытия поезда обменник закрылся, видимо время его работы специально приурочено к приходу Московского поезда.
Как и везде много таксистов предлагают по перевозки городу, согласны ехать и до Рыбачьего, но мы на уговоры не поддаемся.
Узнаю в справочном бюро, что поезд Бишкек - Рыбачье отправляется ежедневно до 1 сентября в 4:40 мск (6:40). Касса открывается в 4:00 мск (6:00). Ехать 5 часов. Стоимость билета 70 сом с человека. При курсе 1 руб = 1,41 сом это получается 49 рублей.
В здании вокзала душно, располагаемся на перроне под навесом подальше от главного входа в вокзал, где толпятся таксисты. Ждать остается 2,5 часа. На перроне пустынно. Тепло, комаров нет - спится хорошо и уютно даже на лавке на улице.
В шесть по местному времени Панин берет билеты, мы забираемся в вагон и отправляемся к Иссык-Кулю. Поезд почти на всем протяжении пути идет рядом с автомобильной дорогой и рекой Чу. Сначала по Чуйской долине, потом по ущелью вдоль Киргизского хребта забираясь иногда достаточно высоко в горы. Виды из окна вагона потрясающие, я практически не выпускал фотоаппарат из рук.
В 12 часов (мск) мы на вокзале в Рыбачьем (город Балыкчи). Поезд встречают многочисленные таксисты, готовые везти пассажиров куда угодно, хоть обратно в Бишкек. Один уж больно настырный таксист даже увязался следом за нами, наверное Бог обидел его и поступил совершенно правильно, не нужно быть таким назойливым. Кое-как улизнув от таксистов мы выходим в город.
Прошли пешком до ближайшего магазина, ознакомились с ценами,
но покупать ничего не стали. В ближайшем доме Панин наполнил, заранее припасенные, четыре пустые пластиковые бутылки по 1,5 литра питьевой водой, и мы остановив автомашину частника попросили отвезти нас на берег Иссык-Куля, где бы можно было поставить палатку и переночевать. Водитель за 100 сом предложил отвезти нас за город в район правительственных дач. Мы решили, что члены правительства не будут где попало строить дачи, значит место хорошее, и согласились. Балыкчи весьма протяженный город, до предложенного нам места нам пришлось ехать где-то около 8-9 км. Но ехать, не идти.
Въезд автомобилей на берег платный, но мы остановились до шлагбаума и до берега дошли пешком. Место для палатки нашли на краю пляжа, недалеко от забора правительственных дач, где менее многолюдно.
В этом месте пляж узкий и палатку пришлось установить в двух метрах от линии прибоя. Погода пасмурная, начал накрапывать дождик, но не долго.
Познакомились с гостеприимными соседями по пляжу. Искупались. Погода прохладная из-за ветра, а в воде тепло, можно сидеть до бесконечности, т.к. вылезать не хочется.
После купания устроили перекус: хлеб, сало, лук. Подняли несколько тостов за прибытие к Иссык-Кулю, после чего Панин отправился подремать в палатку, а я взялся писать дневник. Из опыта понимаю,
что дневник нужно писать ежедневно, потому, что запомнить легко, а вот вспомнить потом трудно. Связь (МТС) почему то отсутствует.
В 17:00 мск (19:00) начали готовить ужин - варить гречневую кашу. Дров конечно нету, готовим на газовой горелке. По готовности, в кашу добавили мелко порезанной колбасы и топленого масла. Ништяк. В завершении ужина - чай.
Темнеть здесь начинает с 18:30 мск. И очень быстро, к 19:00 мск (21:00) уже совсем темно. Поэтому после бессонной ночи мы укладывается спать по раньше.... Ночью тепло, можно в плавках спать поверх спальника, но досаждают мелкие комарики, кусаются. Поэтому через некоторое время приходится залезать в спальник.



24 августа 2012 года. Пятница. Шестой день похода.
.
Балыкчи, Долинка. Утро 6:00 мск (8:00). Я люблю спать и Спать любит меня, но Утро не хочет, чтобы мы были вместе. Поэтому подъем. Погода солнечная, тепло, даже жарко. Завтрак в 7:30. Чай, хлеб, паштет. Панин купается, я начинаю собирать вещи и сворачивать лагерь. Выходим в 9:30 мск. В 10:00 мск мы уже на трассе пьем пиво в придорожном кафе. Бутылка пива стоит 60 сом, на наши деньги 42 рубля. Это дорого, т.к. в другом месте за эти деньги (чуть дороже) можно купить полторашку местного пива.

По плану сегодня нужно добраться до Долинки (п.Кара-Ой) и там переночевать. Это примерно 60 км. Пытаемся уехать автостопом. Но бесплатно везти никто не хочет. Крутые иномарки не останавливаются. В первой остановившейся машине просят 300 сом (за двоих), мы цен не знаем, торопиться не куда, поэтому торгуемся. Сбрасывают до 150 сом, но мы не соглашаемся. Спустя некоторое время, остановив старенькую "Тойоту" с семейной парой пожилых людей, уезжаем за 200 сом (за двоих).
В 12:00 мск мы уже в Долинке на трассе. Меняю в обменнике 50 долларов на 2320 сом. Курс 1 доллар = 46,4 сом. Но купюру берут неохотно, предварительно созвонившись с хозяином, т.к. она "старая". Старая не значит потертая или рваная, а определяется по году выпуска серии. Ну не любят они "старые" купюры, что делать! Вернее сказать любят, т.к. есть причина обменять по заниженному, а сбыть по реальному курсу .
Заходим в местный магазин пиво 1,5 л стоит 65 сом (46 руб), уже хорошо. После ознакомления с ценами в магазине, по плану обед. Идем обедать в придорожное кафе типа: "Лучший кофе на дороге, отхлебнешь - протянешь ноги"! Берем по сухому лагману (120 сом), салату (60 сом), лепешку плюс пиво в магазине, т.к. в кафе спиртного нет. Получается на двоих 475 сом - дороговато, но причина понятна - курортная зона.
Лагман это блюдо из баранины), овощей и специальной длинной лапши. При большом количестве бульона лагман похож на суп, при других способах приготовления - как лапша с подливой и сложной начинкой. (из Википедии).
Скажу сразу, лагман мне не понравился, слишком острое блюдо, во всяком случае для меня. После обеда, в магазине берем 3 лепешки, 2 л пива, орешки (все за 145 сом = 103 руб) и отправляемся к Иссык-Кулю искать место для стоянки.

Берег Долинки представляет собой череду, разделенных заборами, песчаных пляжей в глубокой бухте, окруженных пансионатами, турбазами и детскими оздоровительными лагерями и т.д. На пляжах много отдыхающих, в основном под зонтиками - солнце печет нещадно. Мы преодолевая заборы движемся в направлении левого мыса. Местечко для стоянки найти трудно, т.к. берег плотно застроен. В тех местах, где нет пляжей, берег зарос облепихой и какими-то кустами. В 20-30-ти метрах от воды, вдоль берега, идет асфальтовая прогулочная дорожка. Мы с трудом нашли небольшое местечко на этом пространстве. Берег высокий, но спуск к воде есть.
Первым делом искупались. Вблизи берега дно каменистое, чуть далее песчаное. В воду заходить трудно из-за больших камней. Вода показалась несколько холодней нежели вчера, но это наверное из-за дневной жары.
После купания я занимаюсь установкой палатки, а у Панина большая постирушка! Сегодня воды мы с собой не брали, решено попробовать Иссык-Кульскую. Связываем шнуром три пустых пластиковых полторашки и Панин отправляется в заплыв к центру бухты, где вода с берега кажется нам гораздо чище.
Литр воды я сразу кипячу для питья и подкрашиваю пакетиком чая.
16:40 мск (18:40) над нами плотные тучи (хотя горизонт чист), редкими крупными каплями накрапывает дождь. Я в палатке, пишу дневник. Достал мобильник, связь (МТС) есть, но интернета нет. Поднялся ветер, шумят деревья (пирамидальные тополя), на озере шторм - волны бьются о берег. Солнце на горизонте прячется за противоположным мысом с фантастическим пейзажем. Самое плохое в ничегонеделанье это то, что нельзя все бросить и пойти отдохнуть! Это угнетает!
Горячий ужин готовить не охота, т.к. для этого нужно вылезать из палатки. Утоляем голод чипсами, орешками и пивом. В 19:10 мск уже темно ложимся спать. Ночью шел дождь.


Tags: Средняя Азия 2012
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments